Антирейдерский закон – можно ли уже перестать бояться?

Юридическая практика, № 3 (995), 17 января 2017 г.
Статья Натальи Харчук
Статья (pdf)

 

Смена караула

С принятием антирейдерского закона сменить собственников или руководство предприятия без их ведома стало практически невозможно.

Украина никогда не отличалась высоким уровнем защиты права частной собственности и продолжает находиться на последних позициях в мировом рейтинге государств по уровню защиты правсобственности. Так, в 2016 году Украина заняла 115-е место из 128 стран. В последние годы существенно увеличилось количество случаев захвата предприятий, а эффективные меры противодействия практически отсутствуют.

Поле для рейдерства

Либерализация регистрационных процедур в начале прошлого года только упростила задачу рейдерам. Неизвестные лица могли без ведома собственников распоряжаться имуществом компаний. Используя поддельные документы, мошенники получали доступ к финансовым потокам, на свое усмотрение распоряжались суммами накопленного налогового кредита.

Всем известно, что до недавнего времени для изменения собственников или директора компании не требовалось засвидетельствования подлинности подписей учредителей предприятия на протоколах, уставе и других регистрационных документах. Кроме того, согласно принципу экстерриториальности, изменения было возможно провести через любого
регистратора на территории Украины. Например, обратившись к регистратору в Мариуполе, можно было стать собственником и директором компании в Киеве или другом регионе Украины. При этом настоящие собственники и руководство могли ничего не знать и продолжать спокойно работать.

Зачастую при сдаче очередного отчета или регистрации налоговой накладной Государственная фискальная служба сообщает, что в компании изменился директор, так как уже были аннулированы электронные ключи цифровой подписи. Только таким образом законные собственники могли узнать, что кто-то внес изменения в Единый государственный реестр (ЕГР), после чего начинали предпринимать активные действия для защиты своих активов.

Антирейдерский закон

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности» (антирейдерский закон) был разработан с целью защиты прав собственности при регистрационных действиях, усиления административной и уголовной ответственности субъектов реги- страционных действий и участников незаконного заговора.

Закон обещает защитить права собственников недвижи- мого имущества, усовершенствовать процедуру регистрации объектов, а также значительно уменьшить количество несанкционированных рейдерских атак. Принятые нововведения коснулись законов о нотариате, о регистрации прав на недвижимость, о порядке создания и использования электронных цифровых подписей, о госрегистрации юридических лиц, предпринимателей и общественных формирований. Кроме того, Уголовный кодекс (УК) Украины был дополнен некоторыми статьями.

Что изменилось

Теперь любое регистрационное действие (изменение состава участников компании, руководства компании или внесение других изменений в учредительные документы) должно происходить только на территории той административно-территориальной единицы, где зарегистрирована компания. Например, если это город Киев, то в любом районе Киева.

Сейчас для внесения изменений в учредительные документы, а также в сведения, содержащиеся в ЕГР, необходимо обязательное нотариальное засвидетельствование подлинности подписей на протоколе общего собрания и уставе компании. Все это значительно усложняет подделку документов. С одной стороны, все отлично: подписи уже не подделать, учредителей и директора по щелчку не сменить. Но с другой стороны, чтобы сменить, например, вид деятельности или внести незначительные правки в устав, нужно также собрать учре-дителей у нотариуса. С моей точки зрения, это не совсем логично. Стоит внести в закон соответствующие изменения, которыми четко прописать, принятие каких решений требует нотариального свидетельствования подлинности подписей на протоколах.

Норма законопроекта о взаимодействии единого государственного реестра с реестром судебных решений также минимизирует риски рейдерского захвата на основании поддельных или несуществующих решений суда.

Но сегодня реализовать эту нормы технически очень сложно и занимает много времени. В переходных положениях предусмотрен следующий механизм: если реги- стратору приносят судебное решение, он должен убедиться, что оно есть в судебном реестре и по содержанию полностью соответствует решению, которое ему предоставили. Если документа нет в реестре (что бывает очень часто), регистратор должен обратиться в суд и только после получения официального ответа провести регистрационное действие. А на это может уйти значительное время.

Все под контролем

Стоит отметить, что на Министерство юстиции Украины (Минюст) возложили функцию контроля в сфере государственной регистрации и внесений изменений в ЕГР. Теперь в Законе четко прописано, что подразумевает данный контроль (к примеру, мониторинг регистрационных действий в ЕГР) и какие полномочия есть у Минюста при обнаружении допущенных нарушений, в частности: временное блокирование или аннулирование доступа госрегистратора или уполномоченного лица субъекта госрегистрации в ЕГР; отмена аккредитации субъекта госрегистрации; направление представлений об аннулировании свидетельства на занятие нотариальной деятельностью.

Таким образом, Минюст получил право проводить соответствующие проверки, по итогам которых может блокировать доступ в ЕГР субъектам государственной регистрации и привлекать их к административной ответственности.

Кто ответит?

Меры ответственности за нарушения ужесточены, в частности, в сфере государственной регистрации юридических лиц и физлиц-предпринимателей. Статьей 16611 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц, уполномоченных осуществлять регистрационные действия, за нарушения в сфере госрегистрации юридических и физических лиц. За нарушение установленных законом сроков для проведения госрегистрации юридических лиц, за требование не предусмотренных законом документов для проведения госрегистрации, а также за другие нарушения установленного законом порядка проведения госрегистрации предусмотрен штраф в размере от 200 до 400 нмдг (от 3400 до 6800 грн). До внесения изменений этот штраф был в десять раз меньше (от 20 до 40 нмдг).

Статьей 358 УК Украины предусмотрена ответственность за подделку документов, печатей, штампов и бланков, к которой могут быть привлечены, в частности,
нотариусы, государственные регистраторы, субъекты госрегистрации юридических лиц, уполномоченные на исполнение функций государства относительно регистрации юрлиц, физлиц-предпринимателей и общественных формирований. Данная статья предусматривает уголовное наказание в виде штрафа в размере до 1000 нмдг (17 тыс. грн), или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до двух лет. До внесения изменений в эту статью размер штрафа был в десять раз меньше (до 100 нмдг).

Таким образом, новый закон явно усложнит подделку многих документов. Уменьшатся, а может, и вовсе прекратятся рейдерские захваты путем внесения изменений в Единый государственный реестр, ведь сменить собственников или руководство предприятия без их ведома сейчас уже невозможно, разве что только в сговоре с нотариусом. Поскольку ужесточилась ответственность, в том числе и нотариусов, вряд ли найдутся желающие рисковать своим свидетельством.

Цель, которую преследовали законодатели, по сути достигнута. Но не стоит забывать, что закон призван лишь уменьшить риски рейдерских атак, но никак не искоренить понятие рейдерства и не решить проблему в целом.