Новый порядок получения и аннулирования свидетельства плательщика единого налога

Юрист и Закон №47, 29 ноября 2011 г.
Статья Виталия Мазура
Статья (pdf)

 

Новый порядок получения и аннулирования свидетельства плательщика единого налога

4 ноября 2011 года Верховная Рада приняла в целом и с учетом поправок Президента Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины, касающиеся упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» (далее – Закон). Вскоре он был подписан Президентом. Теперь с 1 января 2012 года «упрощенцы» будут жить по новым правилам.

Получение свидетельства плательщика единого налога

Законодатель по-прежнему дает право юридическим лицам и физическим лицам – предпринимателям самостоятельно выбирать упрощенную систему налогообложения, на которой они будут находиться. При этом законопроектом выделено четыре группы плательщиков единого налога, которым должны соответствовать субъекты предпринимательства, пожелавшие уплачивать единый налог, а именно:

1. В первую группу попадают физические лица – предприниматели, которые не используют наемный труд и осуществляют розничную торговлю на рынках и/или предоставляют бытовые услуги населению, при этом годовой доход которых не должен превышать 150000 гривен.

2. Во вторую группу попадают физические лица – предприниматели, которые предоставляют услуги, в том числе бытовые, плательщикам единого налога и/или населению, также они могут осуществлять производство и продажу товаров и/или заниматься ресторанным бизнесом, при этом общая численность наемных работников не должна превышать 10 человек одновременно и общий доход не должен превышать 1000000 гривен.

3. В третью группу попадают физические лица – предприниматели, общий доход которых не превышает 3000000 гривен и общая численность наемных работников не превышает 20 человек одновременно.

Законодатель в эту группу отнес предпринимателей, которые предоставляют услуги по купле-продаже, аренде и оценивании недвижимости, при этом если они соответствуют требованиям по численности наемных работников и годовому доходу.

4. В четвертую группу попадают юридические лица, общий доход которых не превышает 5000000 гривен и среднеучетная численность работников не превышает 50 человек.

Закон для разных групп устанавливает разные ставки единого налога.

Итак, субъекты предпринимательства, которые соответствуют вышеперечисленным требованиям и при этом не имеют налоговых долгов и не осуществляют деятельность, исключающую возможность уплаты единого налога, могут подать в налоговый орган заявление о регистрации плательщиком единого налога.

Для регистрации плательщиком единого налога необходимо соответствовать требованиям, выдвигаемым к одной из групп плательщиков такого налога

В отличие от ныне действующих норм, Закон устанавливает разные сроки постановки на учет в качестве плательщика единого налога для разных групп плательщиков единого налога.

Так, если вновь зарегистрированный субъект предпринимательства до завершения месяца, в котором он был зарегистрирован, выберет систему уплаты единого налога, установленную для первой или второй группы, и подаст соответствующее заявление, то он будет считаться плательщиком единого налога с первого числа следующего месяца, в котором ему выписали свидетельство единого налога. При этих же обстоятельствах, если вновь зарегистрированные предприниматели выбирают систему уплаты единого налога, установленную для третьей или четвертой группы, то они будут считаться зарегистрированными со дня их государственной регистрации.

В таких случаях налоговая служба должна выдать свидетельство плательщика единого налога в день подачи соответствующего заявления.

Субъект предпринимательства, который находится на общей системе налогообложения, имеет право подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения только один раз в год. Такое заявление должно быть подано не позже 15 дней до начала следующего календарного квартала. При этом переход может быть осуществлен только если предприниматель в течение прошлого календарного года соответствовал требованиям, выдвигаемым к субъектам предпринимательства для пребывания на упрощенной системе налогообложения. К заявлению о регистрации плательщиком единого налога необходимо приложить расчет доходов за прошлый календарный год, форма которого утверждается Министерством финансов Украины.

В этом случае орган налоговой службы должен выдать свидетельство плательщика единого налога субъекту предпринимательства не позднее 10 дней со дня подачи соответствующего заявления.

В отличие от действующих норм, которые обязывают получать свидетельство плательщика единого налога каждый год, изменения в Налоговый кодекс предусматривают, что свидетельство выдается бессрочно – и это не может не радовать.

Закон устанавливает разные сроки постановки на учет в качестве плательщика единого налога для разных групп плательщиков

Если налоговая приняла решение не выдавать свидетельство единого налога, то она должна сообщить об этом предпринимателю не позднее 10 дней со дня подачи заявления в мотивированном ответе.

При этом проект Закона предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых может быть осуществлен отказ, а именно:

1) если субъект предпринимательства не соответствует требованиям, выдвигаемым к плательщику единого налога;

2) при наличии у субъекта предпринимательства, созданного путем реорганизации, непогашенных налоговых обязательств или налогового долга, которые образовались до реорганизации;

3) в случае подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения более одного раза в год.

Такой отказ может быть обжалован в судебном либо административном порядке.

В случае получения отказа в выдаче свидетельства плательщика единого налога субъект предпринимательства имеет право повторно подать соответствующее заявление только через год, если предприниматель в течение прошлого календарного года соответствовал требованиям, выдвигаемым к субъектам предпринимательства для пребывания на упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, можно сделать вывод, что права и обязанности субъектов предпринимательства, касающиеся получения свидетельства плательщика единого налога, существенно не меняются. При этом к основным положительным моментам законопроекта в этом вопросе можно отнести то, что он сокращает сроки выдачи свидетельства плательщика единого налога для вновь зарегистрированных предпринимателей и что свидетельство теперь будет выдаваться бессрочно.

Аннулирование свидетельства плательщика единого налога

Закон предусматривает право налоговой аннулировать свидетельство плательщика единого налога, чего нет сейчас.

Ныне действующие нормы предусматривают лишь обязанность налогоплательщика в случае нарушения условий нахождения на упрощенной системе налогообложения перейти на общую систему со следующего отчетного периода и право налоговой не выдавать свидетельство плательщика единого налога в следующем году.

Итак, налоговые органы будут иметь право аннулировать свидетельство плательщика единого налога в случаях:

1) подачи заявления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения;

2) ликвидации субъекта предпринимательства;

3) неуплаты на протяжении двух кварталов подряд налогового долга, возникшего у плательщика единого налога;

4) осуществления видов деятельности, которые не дают право применять упрощенную систему налогообложения, или при несоответствии требованиям, выдвигаемым к организационно-правовым формам;

5) превышения численности наемных работников;

6) превышения уровня дохода, который дает право на применение упрощенной системы налогообложения;

7) применения плательщиком единого налога иного способа расчетов, кроме денежной формы (наличной и/или безналичной).

Аннулированное свидетельство плательщика единого налога должно быть возвращено налоговому органу на протяжении 10 дней.

Таким образом, законодатель наделяет налоговые органы новыми правами, а именно аннулировать свидетельство плательщика единого налога, чего до этого они не имели права делать. При этом аннулировать свидетельство плательщика единого налога могут даже в случае неуплаты на протяжении двух кварталов подряд налогового долга. Так что советуем субъектам предпринимательства на упрощенной системе налогообложения следить за тем, чтобы они соответствовали всем требованиям, выдвигаемым к плательщикам единого налога.

ВЫВОД:

В целом Закон структурирует и формализует в едином законодательном акте нормы, касающиеся упрощенной системы налогообложения, что упрощает применение этих норм.