Маски-шоу стоп

Владимир Гройсман назвал законопроект № 7275 «маски-шоу стоп», ведь принятые изменения должны существенно облегчить жизнь бизнесу и защитить как предприятия, так и обычных граждан от часто незаконных действий «правоохранителей». Но так ли это?

Ощутимые изменения коснулись следующего:

  • Адвоката обязаны допускать во время обыска на любой его стадии. К сожалению, сегодня этот вопрос УПК Украины не урегулирован и, де-факто, отдан на усмотрение следователя, который, конечно, заинтересован не допустить адвоката. В этом году Генеральная прокуратура опубликовала письмо, в котором указала следователям на необходимость допуска адвокатов к процедуре обыска. Однако, письмо не является обязательным к исполнению, ведь смысл обыска в его внезапности и, зачастую, когда адвокат прибывает на место проведения следственного действия, обыск уже начался. В результате между адвокатом и следователем начинаются долгие препирательства, итогом которых становится либо допуск адвоката к процедуре, либо вызов полиции и составление заявления   об уголовном правонарушении.
  • Теперь весь процесс обыска должен быть зафиксирован на видео. Видеозапись - обязательное приложение к протоколу обыска, а изъятые предметы, не зафиксированные на видео, не являются доказательством. Потому, в случае нарушения правила видеофиксации, вернуть имущество, изъятое во время обыска, станет на много легче;
  • Одновременно, обыскиваемое лицо теперь тоже может самостоятельно все снимать на видео, а следователь исключительно в письменном виде имеет право обязать сторону защиты не разглашать информацию досудебного следствия.
  • Сегодня, зачастую, после подачи заявления о преступлении, добиться вразумительного ответа от следователя в краткие сроки преимущественно невозможно. Более того, месяц спустя заявителю сообщают, что он обратился в порядке обращения граждан, а не с заявлением о преступлении. Наконец-то правоохранительные органы будут обязаны в течение 24 часов выдать заявителю извлечение из ЕРДР относительно его заявления об уголовном правонарушении - так заявитель сможет понять, была ли внесена информация в ЕРДР и, если нет, оперативно обжаловать бездействие следователя в суде.
  • Анонсированный запрет изъятия серверов на поверку оказался совсем не таким, как ожидали. Новые изменения запрещают следователю изымать технику, а дается право делать только копии информации. Но из этого правила предусмотрено нехорошее исключение. Всем известно, что практически все компании устанавливают на компьютеры и особенно на сервера, защиту от взломов. Так вот, если:1) на компьютере стоит защита; 2) необходима его экспертиза; 3) техника получена вследствие преступления; 4) является, по мнения следствия, орудием преступления, - то она изымается. При этом в 99% случаях следователи именно так и обосновывают необходимость изъятия техники. Таким образом, работоспособность данной нормы вызывает сомнения.
  • Создается новая комиссия с участием государства и общественности, которая будет обобщать информацию о нарушениях следствием законов и заниматься подготовкой обязательных для следствия рекомендаций.

В теории все выглядит неплохо, внесенные изменения действительно направлены на помощь бизнесу и обычным гражданам. Важно также отметить, что теперь процедура возврата имущества в случае его незаконного изъятия, значительно упростилась. Однако, главное не закон, а его исполнение. Ведь ни для кого не секрет, что даже самое лучшее начинание может быть дискредитировано его нерадивым исполнением.