Медиация в законе. Что такое внесудебное урегулирование споров по-украински

The Page, 29 листопада 2021 р.

Вадим Маковій

Статья on-line

16 ноября Верховная Рада приняла Закон Украины «О медиации». В настоящее время текст закона не опубликован, поэтому выводы будут сформированы исходя из текста законопроекта №3504, подготовленного ко второму чтению.

В первую очередь следует отметить, что медиация — это не разработка отечественных законотворцев, а давно существующий инструмент внесудебного урегулирования споров, возникший в США еще в далеких 1930-х годах как механизм разрешения семейных и трудовых споров, впоследствии значительно распространившись на другие сферы жизнедеятельности общества.

В настоящее время в США большинство споров в сфере экономики, политики и бизнеса не проходят без участия медиаторов. В Соединенных Штатах Америки медиацию проводят частные и государственные службы медиации, там существует Национальный институт решения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации.

В Великобритании суды эффективно стимулируют стороны к медиации, возлагая судебные издержки на ту сторону, которая отказалась от медиации, независимо от того, в ее пользу принято решение или нет. К тому же в отдельных категориях дел, например, семейные споры с участием детей, встреча с медиатором назначается самим судом и является обязательной.

В Китае, Венгрии и Корее соглашение по результатам медиации, утвержденное в порядке, установленном для третейских (арбитражных) решений, вступает в силу как третейское решение (арбитраж) и подлежит исполнению в установленном порядке.

В то же время, в Японии распространенность медиации связана с негативным отношением бизнес среды к государственным судам как способу разрешения спора. Следовательно, значительное количество споров, исключительно с этической точки зрения, решается альтернативным внесудебным путем.

Доступ к правосудию во многих из вышеперечисленных стран является недешевым удовольствием (чего стоят только услуги адвокатов), поэтому медиация стала популярной и востребованной при необходимости разрешить конфликтную ситуацию.

Какой народные избранники видят медиацию в Украине

Прежде всего, следует отметить, что закон получился достаточно лояльным и дает возможность сторонам конфликта в договоре о проведении медиации самостоятельно определять все параметры ее проведения, в том числе и выбирать кандидатуру медиатора.

Если очень образно описать процесс медиации, то фактически медиатор погружается в суть конфликта, выслушивает стороны, изучает документы и при возможности примирения (медиабельности спора) организует процесс, в котором каждая сторона выражает свою позицию, а задачей медиатора является создание таких условий, чтобы стороны услышали друг друга и пришли к компромиссу.

Медиатор по своей сути не является арбитром, судьей или адвокатом, он должен быть абсолютно беспристрастным и категорически воздерживаться от рекомендаций и консультаций по существу конфликта.

Законодатель не установил никаких требований по возрасту, образованию и другим критериям, которым должен соответствовать медиатор, а предоставил право сторонам конфликта определять такие требования самостоятельно.

Медиация может быть проведена на любой стадии разрешения конфликта, как до момента обращения в суд, так и во время судебного разбирательства (досудебного расследования), или во время исполнения решения суда. Однако следует отметить, что проведение медиации не влияет на течение исковой давности.

Одним из способов побуждения сторон к примирению во время судебного разбирательства дела законодатель определил возможность возврата 60 процентов судебного сбора, уплаченного при подаче иска или соответствующей апелляционной или кассационной жалобы, если договоренность о заключении мирового соглашения, отказ истца от иска или признание иска ответчиком достигнута сторонами по результатам проведения медиации.

Ключевым принципом медиации есть добровольность ее применения. Никто не может быть принужден к разрешению конфликта (спора) путем проведения медиации и именно это определяет ее суть. Каждая сторона или медиатор могут в любой момент выйти из процедуры медиации.

Казалось бы, что стороны конфликта и без участия третьих лиц могут решить все спорные вопросы, однако не всегда так складывается, что стороны в своих взаимоотношениях полностью равноправны и переговоры без участия посредника могут сводиться к давлению (моральному, психологическому) и манипуляциям.

Результатом медиации является заключение между сторонами соглашения, которое должно выполняться добровольно. Принудительное выполнение таких соглашений невозможно и нарушает саму сущность процедуры примирения. В то же время, в случае невыполнения соглашения любая сторона может инициировать разрешение спора в судебном порядке.

Другим фундаментальным принципом медиации является конфиденциальность. Никто из участников медиации не вправе разглашать конфиденциальную информацию, полученную им в ходе этой процедуры. Конфиденциальной же в данном случае считается вся информация, которая стала известна во время подготовки и проведения медиации.

В то же время стороны могут определить, какая информация не считается конфиденциальной или разрешить разглашение определенного объема информации.

Логичность законодательства нам не светит

Несмотря на то, что первые попытки внедрения медиации в Украине были лет восемь назад, законотворцам все равно не хватило времени для того, чтобы избежать фейлов. В мой собственный ТОП чарт попала предусмотренная законом возможность применения медиации в административных спорах и делах об административных правонарушениях.

Если гражданские, хозяйственные, семейные и трудовые споры можно будет разрешить с помощью медиации без преград, то с административными спорами медиация вообще не клеится. Ведь стороной в них всегда есть субъект властных полномочий, и любые уступки с его стороны могут быть расценены правоохранительными органами как злоупотребление властью или служебным положением. К тому же у субъекта властных полномочий просто отсутствует механизм и возможность действовать другим способом, чем установленный Конституцией Украины и законами Украины.

С делами об административных правонарушениях все еще парадоксальнее, ведь как можно договориться с государством об избежании наказания за совершенное правонарушение? (Конечно, речь идет об официальной договоренности).

Если лицо совершило правонарушение и это доказано в установленном законом порядке, то оно должно нести ответственность, а вот объем такой ответственности уже зависит от санкции статьи.

Справедливости ради нужно отметить, что определенные исключения все же встречаются в украинском законодательстве. Например, в Таможенном кодексе Украины предусмотрена возможность применения компромисса в виде мирового соглашения. Однако все ее особенности и четкий порядок заключения определены прямо в кодексе. И участие в таком процессе медиатора, по моему мнению, вообще не нужно.

В качестве выводов

Я убежден, что мирное урегулирование конфликта – это самый быстрый и дешевый путь к достижению результата. Очень часто стороны конфликта считают, что, уступив в чем-то в пользу другой стороны, они слишком много потеряют или проявят свою слабость. Однако почти никогда никто не считает потери, понесенные всеми участниками конфликта в случае открытого противостояния и «войны». Затяжные правовые баталии почти всегда завершаются заключением мировых соглашений, однако потраченные на противостояние средства и самое главное – время, никто не вернет. Во время войны потери несут абсолютно все (кроме продавца оружия). И это аксиома.

Для того, чтобы развивалась экономика, предпринимательство и социум, необходимо научиться договариваться, а иногда жертвовать своими собственными интересами для больших достижений. Есть большие надежды, что медиация, как инструмент досудебного разрешения споров, заработает в Украине.