Проверки ГФС 2017. Что изменилось и как себя вести.

Юридическая практика, № 12 (1004), 21 марта 2017 г. 
Статья Алексея Некрасова
Статья (pdf)

 

Сложно проверить

Налоговые инспекции теперь не имеют прав в части проверок и должны всячески помогать налогоплательщикам разобраться в дебрях налогового законодательства.

21 декабря 2016 года парламент принял Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно улучшения инвестиционного климата на Украине» № 1797- VIII (Закон № 1797-VIII), предусматривающий масштабные изменения в сфере налогообложения. Среди прочего Законом № 1797-VIII были перераспределены функции в звеньях Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, частично изменены основания для проведения вне- плановых проверок, а также «недоликвидирована» налоговая милиция (без создания ей замены).

Основания для проверок

Так, Законом № 1797-VIII изменены основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренных Налоговым кодексом (НК) Украины, а именно: подпункт 78.1.1 НК Украины дополнен возможностью проведения внеплановой проверки в случае получения информации, которая свидетельствует о нарушении норм налогового законодательства. При этом следует отметить, что такое основание существовало до 1 января 2016 года, однако было исключено ввиду зло- употреблений со стороны контролирующего органа; в подпункте 78.1.5 НК Украины были устранены разногласия и предусмотрено проведение внеплановой проверки в случае, если к возражениям на акт прилагаются новые документы в соответствии с пунктом 44.7 НК Украины; устранены разногласия с Уголовным процессуальным кодексом Украины, и из подпункта 78.1.11 НК Украины исключена возможность проведения внеплановой проверки на основании постановления следователя (осталось только определение следственного судьи); и, к сожалению, перечень дополнен абсолютно новым основанием — речь идет о непредставлении налогоплательщиком для проведения встречной сверки информации, указанной в запросе контролирующего органа, в течение десяти рабочих дней после получения запроса (подпункт 78.1.19 НК Украины).

Новый «друг»

Согласно статьям 191, 193, 20 НК Украины, с 1 января 2017 года районные налоговые инспекции выполняют исключительно сервисные функции. Суть этих функций раскрыта в подпункте 14.1.2261 НК Украины — это предоставление административных, консультационных, информационных, электронных и иных услуг, связанных с реализацией прав и обязанностей плательщика, согласно требованиям налогового и другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующий орган.

Таким образом, законодатель четко указал, что с 1 января 2017 года районные налоговые инспекции не имеют никаких прав в части проверок и становятся лучшими «друзьями» налогоплательщика, всячески помогая ему разобраться в дебрях одного из самых сложных нормативных актов.

Что же мы имеем в итоге? По неизвестным причинам многие компании в 2017 году уже неоднократно получали запросы от районных налоговых инспекций с требованием предоставить документы и угрозами проведения внеплановых проверок в случае отказа в их предоставлении. Более того, чтобы хоть как-то формально придать законности своим действиям, данные запросы подписывали концом декабря 2016 года, а направляли почтой уже в 2017 году.

Некоторые особо старательные сотрудники контролирующих органов звонят с угрозами провести проверку и требуют лично явиться в налоговую инспекцию для совершения тех или иных действийлибо передачи документов. Из действий контролирующих органов уже видна их незаконность, но независимо от легитимности запросов все же лучше на них отвечать, чтобы у контролирующего органа на уровне города или области не было даже формальных оснований для проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом 78.1.4 НК Украины. В ответе на запрос есть смысл прямо сослаться на вышеуказанные нормы НК Украины и сообщить районному инспектору о том, что теперь он вам оказывает услуги, а не занимается проверкой.

Если же вы дадите недостаточно аргументированный ответ или не ответите вовсе, возникает вероятность проведения внеплановой проверки. Поскольку на данный момент еще не произошло переформатирование звеньев фискальной службы и в городских и областных управлениях недостаточно сотрудников для проведения проверок, ГФС прямо указала на возможность привлечения районных инспекторов к проведению проверок (письмо ГФС Украины от 17 января 2017 года № 1005/7/99-99-14 03-03-17 «Об организации проверок в 2017 году»).

Де-юре такая проверка оформляется приказом и проводится именно городскими и областными управлениями, но никак не районными инспекциями. Таким образом, районные инспекции не имеют права самостоятельно назначать и проводить проверки, запрашивать документацию, а могут быть привлечены городскими, областными управлениями для совершения таких действий.

Если пришли

Рассмотрим ситуацию, когда, несмотря на ваш законный отказ в предоставлении документов и информации, налоговики пришли с внеплановой выездной доку- ментальной проверкой. Что же делать в таком случае?

Все довольно просто и сложно одновременно. Еще на этапе предоставления ответа необходимо определить, насколько неправ контролирующий орган в своем запросе. Если его действия явно незаконны, то у вас есть все основания не допускать проверяющих к проверке и обжаловать приказ о ее назначении.

При этом недопуск грозит предприятию административным арестом активов, обоснованность которого контролирующему органу необходимо подтвердить в судебном порядке. Как известно, существует два порядка такого подтверждения: ускоренный — на основании статьи 1833 Кодекса административного судопроизводства (КАС), который возможен исключительно в случае отсутствия спора о праве, и обычный — в порядке искового производства.

Следует отметить, что, согласно судебной практике, обжалование приказа о назначении проверк и свидетельствует о споре о праве, а это значит, что при его обжаловании рассмотрение вопроса об административном аресте в ускоренном порядке невозможно (определения Высшего административного суда Украины от 7 июля 2016 года по делу № 809/2059/15 и от 14 июня 2016 года по делу № 820/680/15). А в исковом производстве фискалы обычно не спешат подтверждать обоснованность административного ареста, так как это занимает много времени, а значит, не имеет смысла.

Таким образом, внесенные изменения частично устранили разногласия и упростили жизнь налогоплательщикам, но одновременно внесли новые основания для проведения проверок. У плательщика появился новый «друг» в виде районного инспектора, к которому, правда, опасно поворачиваться спиной.

Рекомендуем тщательно изучать полномочия контролирующих органов и основания для проведения ими тех илиных действий и в случае нарушения норм НК Украины вежливо, но решительно отказывать в удовлетворении незаконных требований.