Коллективные иски предусмотрены законодательством, но их механизмы не урегулированы

Интерфакс Украина, 5 июля 2018 г.
Комментарий Игоря Бенько
Статья on-line

Предыстория: коллективные иски предусмотрены действующим законодательством, однако их механизмы не урегулированы, а практика пока не распространена

Юрист Pragnum Игорь Бенько дал комментарий по этому поводу Интерфакс Украина:

«…Со своей стороны, юрист юрфирмы Pragnum Игорь Бенько отметил, что институт коллективного иска является достаточно новым для процессуального законодательства Украины, так как окончательное его закрепление было осуществлено только в новых процессуальных кодексах.

"До сих пор в практике судебных споров встречались единичные случаи предъявления коллективных исков, которые ограничивались наличием нескольких истцов, а вопрос коллективного иска в большей степени изучены в теоретической плоскости", - сказал он.

Юрист отметил, что к настоящему времени наиболее известным коллективным иском в Украине является иск 750 клиентов ПриватБанка по несанкционированной передаче личных данных, который был подан в Печерский районный суд Киева.

"Практика коллективных исков применяется при массовом однотипном нарушении прав истцов одним и тем же ответчиком в аналогичных правоотношениях. Обычно, это сфера оказания услуг, потребительские отношения, защита окружающей среды, персональных данных и тому подобное. При этом основной целью существования такой категории исков является избежание перегрузки судов аналогичными исковыми заявлениями", - сказал он.

И.Бенько среди недостатков коллективных исков назвал достаточно длительное рассмотрение, необходимость достижения согласия по всем ключевым процессуальным вопросам, а также существование единой правовой позиции по делу между всеми истцами.

При этом преимуществом коллективного иска является дешевизна расходов на правовую помощь, которая распределяется между всеми истцами, формирование единой судебной практики, облегчения выполнения решения суда.

Юрист отметил, что представление коллективного иска туристов к туроператору или авиаперевозчику является одним из способов защиты своих нарушенных прав и действенным механизмом влияния на ситуацию. При этом, если для Украины такая практика является новой, то регламенты Европейского Союза предусматривают такую компенсацию даже за задержку рейса более чем на 3 часа.

Вместе с тем, И.Бенько отметил, что перспективы получения от авиакомпании туристами компенсации в случае выигранного коллективного иска зависит от того, какая это авиакомпания.

"Если речь идет о компенсации, которую пассажиры могут получить в украинских судах, то все зависит от авиалиний, которые их обслуживали. В случае европейских - это почти стопроцентная выплата, если речь идет об украинских - придется достаточно настойчиво доказывать свою правоту в украинских судах", - сказал он.

Юрист обратил внимание, что последняя судебная практика Большой палаты Верховного суда свидетельствует о возможности взыскания с авиакомпаний компенсации за отказ в перевозке, стоимость неиспользованной части билета, стоимость приобретенных за свой счет билетов, стоимость проживания в гостинице, вред, причиненный вследствие задержки в перевозке, возмещение расходов на средства первой необходимости, при этом размер таких компенсаций будет отличаться в каждом конкретном случае.

"Распространению практики подачи коллективных исков мешает, в большей степени, нежелание самих пассажиров обращаться в судебные органы за защитой своего нарушенного права, и неосведомленность о возможности получить соответствующую компенсацию, что может быть легко решено путем обращения к квалифицированному адвокату за необходимой правовой помощью", - подчеркнул юрист.…».

 

 Полная версия комментария Игоря Бенько